Журнал «Глаголь Добро»
Выпуск первый. Весна-лето 2020 года.
Содержание:
Рубрика «От истоков русской словесности до современности»
Аудиолекция о церковнославянском языке, Прокудина И.М., учитель церковнославянского языка ТГП
Видео «Вирус сквернословия»
Видео «О памятниках Кириллу и Мефодию», Котырев Дмитрий, 4A
Рубрика «Волны вечности в русской словесности»
Видео «Слово о Пушкине»
Сценка «Штрафной билет»
Рубрика «Пробы пера»
«Поцелуй Бабочки» (Попова Ульяна , 5б)
Рассказ «Старинные часы» (Попова Ульяна , 5б)
Сказка «Христаф и Ия» (Попова Ульяна , 5б)
Рассказ «Дверь за шкафом» (Белякина Виарика, 6б)
Аудио-сказка "Королевство Частей Речи" (Василенко Мария, 5Б)
Лингвистическая сказка «Кто главный в королевстве Частей Речи» (Василенко Мария, 5б)
Лингвистическая сказка Подарок Мудреца (Попова Ульяна, 5б)
Рубрика «От истоков русской словесности до современности»
Аудиолекция о церковнославянском языке, Прокудина И.М., учитель церковнославянского языка ТГП
Видео «О памятниках Кириллу и Мефодию», Котырев Дмитрий, 4A
Рубрика «Волны вечности в русской словесности»
Рубрика «Пробы пера»
Сказка «Поцелуй Бабочки» (Попова Ульяна , 5б)
Мои любимые насекомые – это бабочки. Разноцветные, яркие, они не могут не радовать человека!
В художественной школе нам дали задание на лето: зарисовать все, что нравится, с натуры. Взяв сачок, бумагу, краски, я отправилась во двор.
Там у нас растет множество разных цветов, и поэтому с утра до вечера у насекомых кипит работа. Прилетают и пчелки-труженицы, и важные шмели, и, конечно, мои любимые бабочки.
Я сажусь на лавочку и жду, когда бабочка подлетит поближе. Вот, кажется, одна мной заинтересовалась. А может, ее привлек цветок, растущий за моей спиной? Разве это важно? Главное – она рядом! Я ловко накрыла бабочку сачком и собралась рисовать. Но что случилось? Бабочка исчезла. Под сачком ее видно плоховато, да и она, сложив свои прекрасные крылышки, стала похожа на червячка. Наверное, сачок ее напугал. Бабочка решила, что умирает. Я чуть не заплакала от огорченья и быстрей откинула сетку сачка. Пленница нерешительно помахала крылышками, а затем, вспорхнув, улетела. Ну вот, рисунок не получится…
Вдруг вижу: возвращается моя красавица, садится на цветок за моей спиной, раскладывает свои прекрасные крылышки и ждет. Неужели приготовилась позировать? Чудеса!
Я взяла инструменты и принялась за работу. Через некоторое время бабочка переселилась на полотно.
Я думаю, этюд получился замечательный.
Моя натурщица, посидев еще немного, вспорхнула и села мне на голову.
Через мгновенье она пропала из виду.
Маленькая бабочка открыла мне великую тайну: причиняя боль другому, невозможно самому быть счастливым. А самое маленькое добро делает мир чуточку светлее.
Рассказ «Старинные часы» (Попова Ульяна , 5б)
Старые вещи.
Они лежат на старых чердаках,
красуются под красными углами,
но в их потёртой коже – тлеет память
о стародавних предках и веках.
Не торопись их пылью пренебречь.
Прислушайся!.. В тиши струится речь,
которую неслышно шепчут вещи.
Роман СлавацкийВ одной обыкновенной квартире жил мальчик Вова со своими родителями. Когда-то их семья была больше: были живы дедушка и бабушка. Вова проводил с ними много времени. Особенно любил мальчик, взобравшись на колени к дедушке, слушать рассказы о войне. На стене неторопливо тикали старинные часы, из кухни доносился запах бабушкиных пирогов. Время шло спокойно и беззаботно.
Все изменилось, спустя несколько лет. Дедушка с бабушкой состарились и умерли. Вова подрос и пошел в школу. В его комнате сделали ремонт, поменяли мебель, но старинные часы мальчик попросил оставить. Он сам их заводил каждый вечер перед сном, точно так, как это делал когда-то дедушка.
В школе у Вовы появился новый друг. За любовь к телефонам и другим цифровым игрушкам его прозвали Гаджетом. Своим прозвищем мальчик очень гордился.
В один из новогодних праздничных дней Гаджет пришел к Вове в гости. Ему вчера подарили новенькие блестящие смарт-часы, глаз не оторвать. Мальчики крутили их в руках, проверяли разные функции. Вдруг старинные часы пробили полдень. Гаджет удивился и спросил у Вовы:
-Что это за хлам висит у вас на стене?
Вова вспыхнул:
- Не успели убрать после ремонта.
Проводив Гаджета домой, мальчик поспешил в свою комнату. Постояв с минуту в нерешительности, он остановил старинные часы и, сняв со стены, отнес в кладовку. Затем за обедом Вова попросил родителей подарить ему на Рождество такие же часы, как у товарища. Папа согласился, что это неплохая идея.
Не откладывая в долгий ящик, они пошли выбирать подарок. Мальчик не стал скромничать и выбрал самую последнюю модель, предвкушая, как будут восторженно смотреть на него одноклассники, особенно Гаджет. Вернулись они довольные с подарками домой. Вова зашел к себе в комнату … и не услышал знакомый стук часов. Это Вове показалось даже приятным: теперь спать можно было в тишине. Лег он в постель, а уснуть не может. Долго Вова ворочался в своей постели, наконец, уснул. И приснился ему во сне дедушка, он стоял у стены, на которой висели старинные часы, и смотрел на Вову с грустью. Мальчику вдруг стало так стыдно, что он мгновенно проснулся.
Было уже светло. Взглянув на смарт-часы, он увидел надпись: «Батарея разряжена». Сердце забилось сильнее: проспал в школу.
Вова бросился в кладовку, отыскал свои настенные часы, протер их и повесил на прежнее место. Изо всех сил помчался он в школу.
Учительница была удивлена: раньше Вова в школу не опаздывал.
- Я спасал своего старого друга! – попытался объяснить мальчик.– Я доставал старинные часы из кладовки.
Класс хохотал. Учительница понимающе смотрела на своего запыхавшегося воспитанника.
- Продолжим урок, ребята. – сказала она тихо классу.
Вова сидел счастливый! Сегодня он понял, что значат для него дедушкины старинные часы.
Сказка «Христаф и Ия» (Попова Ульяна , 5б)
В давние времена в одном маленьком королевстве жили-поживали король Милий и его красавица дочь Ия. Мама принцессы умерла, когда девочка была совсем маленькой, и поэтому король-отец всю свою любовь отдавал дочке.
В окрестностях королевства жила злая колдунья Борщевица. Ей очень хотелось жить в королевском дворце, править людьми, а также использовать редкие растения, растущие в королевском саду, для своих чар.
Запугав придворных, она проникла во дворец и короля и юную принцессу. Отец превратился в яблоню, а его дочь – в фиалку. Оба оказались в гуще роскошного сада. Борщевица запретила придворным их поливать, но они делали это тайком. Заклятие было настолько сильным, что это доброе дело не помогало.
Фиалка могла стать вновь принцессой, если будет полита слезами принца.
К счастью, в соседнем лесу жила добрая фея Акация. Она разослала своих волшебных пчелок в разные концы Земли с грустным известием и призывом о помощи.
Весть дошла и до принца Хрисанфа. Желание помочь бедной девушке и ее отцу привело его в заколдованное королевство. Верные подданные короля проводили принца в сад. Увидев прекрасную фиалку, Хрисанф не смог сдержать горьких слез. Они упали на лепестки цветка, и колдовские чары рассеялись. Так встретились счастливый король и прекрасная Ия со своим освободителем.
Колдунья, не смирившаяся с радостью других людей, умерла и превратилась в огромный куст борщевика. Он и теперь растет и пытается отравить всех своим ядовитым соком, от капель которого на коже людей остаются незаживающие раны.
В королевстве кипела жизнь. Все готовились к свадьбе принца Хрисанфа и Ии. Больше ничто не могло омрачить всеобщего ликования, ведь добро опять победило зло.
«Дверь за шкафом» (Белякина Виарика, 6б)
Посвящается моим одноклассникам.
Я учусь в обычной тамбовской школе, в 6 «Б» классе. Мои одноклассники - замечательные ребята, с ними интересно общаться и легко дружить.
Однажды после обеда у нас состоялась командная игра по физкультуре с параллельным классом, условие которой - обязательное подчинение капитану. Это оказалось делом нелегким: каждый член команды добивался, чтобы слушали его… Конечно, мы проиграли. У всех было плохое настроение, но никто не задумался о причине проигрыша. Глядя на унылые лица, учитель физкультуры, Андрей Геннадьевич, неожиданно попросил нас убрать кабинет номер 23, чему мы не обрадовались, но подчинились.
Работа закипела. Девочки мыли доску и парты, мальчики решили заняться старым шкафом. Они отодвинули его, чтобы убрать пыль, и, увидев что-то, крикнули:
-Ребята-а-а-а!!!
-Что случилось? – хором спросили девочки, но ответа не дождались.
Мы осторожно зашли за шкаф и обнаружили распахнутую потайную дверь. Она качалась, скрипела, манила войти. Первое предложение внесла Ксюша:
- Давайте посмотрим, что там?
Обменявшись мнениями, мы решились… Кругом была кромешная тьма, только луч света падал на доску, где виднелась какая-то надпись. Даша включила фонарик, нашему взору предстала старая классная комната. Повсюду летала пыль, а по углам висела паутина. Настя воскликнула:
-Девочки, смотрите, на доске что-то написано. Фразу мы читали хором: «Ты стоишь в недоумении, у загадки есть решение, если вспомнишь то, что знаешь, то загадку разгадаешь». Фонарик Даши замигал и потух, надпись на доске исчезла, откуда ни возьмись, подул холодный ветер, стены комнаты стали таять, потом вовсе потеряли свои очертания и совсем пропали, а мы очутились в лесу. Не успели прийти в себя, как услышали где-то недалеко голос и пошли на него. Через 300 метров увидели Федю по пояс в топком болоте. Он держался за тонкую веточку и кричал:
-Помогите! Помогите, девочки, а то скоро я стану добычей водяного.
-Что делать будем? – спросила Полина.
-Давайте бросим ему бревно, – предложила Злата.
-Знаю, знаю, - воскликнула Маша, - я заберусь на это деревце, оно прогнется дугой, Федя за него ухватится, я спрыгну, и он улетит из болота, как птичка.
-Девочки, идите сюда, - донесся из кустов голос Насти. – Я нашла веревку! Мы сейчас привяжем один конец веревки к деревцу, а другой отдадим Феде, и он выберется из болота.
Согласившись с этим предложением, мы так и поступили. Когда Федя выбрался, Даша спросила:
-А где остальные ребята?
-Не знаю, но видел, как они пошли в сторону той поляны.
-Вы вообще, как здесь оказались? – спросила я.
Неохотно Федя рассказал, как они с мальчиками стали обвинять друг друга и спорить, кто виноват в проигрыше команды, и в этот момент Миша заметил дверь. Они вошли в нее, увидели надпись на доске, прочли ее, и оказались здесь. Чтобы скорее найти выход, ребята разделились. Прыгая по кочкам, Федя поскользнулся и упал в болото.
Выслушав его, мы поспешили на поиски других ребят. На поляне, усеянной земляникой, встретили старичка. Дедушка вынул из-за пазухи птичку и произнес:
-Если бы у птички были все перья вместе, то она могла бы летать. Но одно перо у нее сломано.
Мы переглянулись, ничего не поняв из этих слов.
-Нам пора, - сказал Миша, - другие ребята могут быть в беде!
-Спасибо вам, дедушка! - поблагодарила Ксюша.
-И вам, ребята, спасибо за умение слушать старших, - загадочно сказал дедушка и исчез.
Мы отправились искать Артема и Игоря, которые по словам Миши, ушли в сторону дубовой рощи. Своих друзей мы обнаружили сидящими на ветках дубов.
-Ну, и в кого вы играете на этот раз? – спросила я.
-Какие уж игры. Посмотри вниз.
На земле было много отпечатков кабаньих копыт.
-Действительно, - убедилась я. – Место опасное.
Давайте снимать ребят с деревьев, и побыстрее! А то вдруг кабаны вернутся, – командовал Федя. - Смотрите, рядом с ними стоит дерево. Давайте протянем вон то бревнышко, положив оба конца на ветви этих деревьев. А ребята по ним спустятся.
Так мы и сделали. Кто-то спросил:
-Ребята, а почему мы здесь, в волшебном лесу?
-Кажется, я знаю. Помните, что было написано на доске? – спросила я.
-Ты стоишь в недоумении, у загадки есть решение, если вспомнишь то, что знаешь, то загадку разгадаешь! – ответила Злата. - Ребята, что с нами здесь происходило? Мы выручали друг друга, спорили, но все же приходили к единому решению и действовали сообща - были едины, как перышки на крыле у птички!
-Точно, а когда едины, мы непобедимы!- подтвердила Маша.
-А проиграли, потому что каждый думал о себе! – заявил Артем.
Вмиг подул ледяной ветер, все завертелось, и мы снова оказались в кабинете номер 23. Таинственная дверь захлопнулась.
Мы бросились к Андрею Геннадьевичу, чтобы рассказать о нашем приключении. Учитель слушал и улыбался. Он знал, что важно укреплять не только здоровье воспитанников, но и дружбу между ними.
Спасибо за незабываемое путешествие!
Аудио-сказка "Королевство Частей Речи" (Василенко Мария, 5Б)
Лингвистическая сказка «Кто главный в королевстве Частей Речи» (Василенко Мария, 5б)

Лингвистическая сказка Подарок Мудреца Попова Ульяна, 5б.doc
Давным-давно в наших краях жил мудрец. Он так долго жил и так много знал, что стал уже немножечко волшебником, очень добрым волшебником.
Однажды захотелось ему поделиться своими знаниями с людьми, каждому преподнести подарок. Как же это сделать? Как стать понятым разными людьми: большими и маленькими, учеными и не очень?
Три дня и три ночи думал мудрец и наконец придумал. Ему нужны художественные средства выразительности!
Волшебник создал себе помощников, всем дал имена. Самой первой стала очаровательная Метафора, вторым – эмоциональный Эпитет, третьим – романтичное Олицетворение, а четвертым – внимательное Сравнение.
Загадочная Метафора помогала создателю текста сказать просто о сложном, в маленькую детскую сказку вложить глубокий смысл. Блистательный Эпитет, прибавляя к словам выразительные определения, помогал читателю не только познать содержание умом, но и почувствовать переживания других сердцем. С помощью среднего помощника - Олицетворения - волшебник мог оживлять любые предметы, а животных и птиц наделять человеческими качествами. Сравнению вызвались помогать союзы Как, Будто и Словно. С их помощью можно было один предмет уподобить другому, находя у них общие черты. С такими помощниками мечта мудреца сбылась. Он написал для людей много сказок и притч, обогащенных мастерством своих умелых помощников.
Все это было очень давно. Со временем про мудреца все позабыли, а его наследие стали называть народным творчеством. Волшебник не обиделся, ведь главный его подарок - Метафора, Эпитет, Олицетворение и Сравнение - и поныне служат нам. Без них наша речь была бы бедной и невыразительной.
